Саймон Хванг:
В марте этого года компания E-TEN Information Systems, второй по рыночной доле производитель коммуникаторов на Windows Mobile в России, приняла предложения о приобретении со стороны компании Acer Inc, третьего по величине производителя компьютеров в мире.
В связи с этим, чтобы прояснить дальнейшую судьбу популярной в нашей стране марки "Glofiish" "Сотовик" задал несколько вопросов Саймону Хвангу (Simon Hwang ), Председателю совета директоров компании E-TEN Information Systems, побывавшему с визитом в Москве.
«Сотовик»: Каковы причины объединения E-TEN с Acer?
E-TEN: Во-первых, я хочу, заявить, что мы очень воодушевлены предстоящей сделкой. И самая главная причина, по которой наша компания решила принять предложение Acer – это возможность получения после интеграции доступа к ее ресурсам и развитой инфраструктуре по всему миру. После слияния у нас будет гораздо больше возможностей для разработки, производства и продвижения своей высококачественной продукции. Мы получим большее финансирование, расширим инженерное подразделение и усилим отдел маркетинга и продаж. Все это позволит нам значительно расширить спектр предлагаемой продукции и увеличить свою долю как в России, так и на мировом рынке смартфонов и коммуникаторов. Сейчас на российском рынке коммуникаторов компания E-TEN является вторым по рыночной доле поставщиком Windows Mobile коммуникаторов. Доля бренда Glofiish за 2007 год выросла в 2 раза с 9% до почти 18%. Мы надеемся, что благодаря объединению компаний эти показатели станут значительно выше.
«Сотовик»: Какие проблемы могут возникнуть в процессе слияния компаний?
E-TEN: Единственный вопрос, который нас сейчас тревожит – это как правильно построить коммуникации между сотрудниками из обоих компаний и облегчить процесс интеграции нашей команды в подразделения Acer. В юридическом же плане у нас нет никаких трудностей. Со стороны E-TEN начаты процедурные мероприятия по официальной регистрации сделки в органах Тайваня. Мы надеемся, что процесс объединения будет окончательно завершен в августе этого года, после чего E-TEN вольется в Acer. При этом все акции E-TEN будут обменены на акции Acer в соотношении 1 акция Acer на 1,07 акций E-TEN.
«Сотовик»: Под каким брендом будет в дальнейшем продаваться продукция E-TEN?
E-TEN: Пока мы продолжим выпускать коммуникаторы под брендом Glofiish, но в будущем не исключено и использование в новых продуктах бренда Acer. Может быть, в конце концов, мы придем к ко-брендингу, когда часть продуктов будет продаваться под одним брендом, а часть – под другим, возможно, что бренд будет комбинированным. В любом случае какие-то изменения в брендах случатся не раньше начала следующего года.
«Сотовик»: Повлияет ли слияние на то, где и кем будут производиться ваши коммуникаторы?
E-TEN: До объединения вся продукция E-TEN будет производиться на нашем собственном заводе, но затем мы планируем рассмотреть вопрос задействования и возможностей Acer. У нашего партнера хорошие давно налажены контакты с различными производителями компьютерного «железа» на Тайване и грех было бы ими не воспользоваться. Возможно, что часть контрактов будет отдана сторонним ODM-производителям на аутсорсинг, чтобы они изготовляли коммуникаторы по нашим спецификациям.
«Сотовик»: В отличие от E-TEN, компания Acer отличается «спокойным» маркетингом и PR. А как вы будете действовать в этих сферах после интеграции?
E-TEN: Команда, отвечающая в E-TEN за маркетинг и PR полностью вольется в аналогичные структуры Acer. Но при этом будет действовать до некоторой степени автономно и при продвижении своих продуктов мы будем придерживаться прежних принципов. Просто у нас появится больше людей и других ресурсов, имеющихся в распоряжении Acer.
«Сотовик»: Изменится ли в будущем ценовая политика компании в России?
E-TEN: Нет мы не планируем вносить каких-либо существенных корректив в сложившуюся практику. Текущая структура и ценовая политика останутся прежними.
«Сотовик»: Как изменится схема организации продаж ваших коммуникаторов, после объединения компаний? Получат ли дистрибьюторы Acer право продавать коммуникаторы E-TEN?
E-TEN: Мы планируем сохранить текущую политику продвижения и существующие каналы дистрибуции – партнерские отношения с текущими компаниями (в том числе Бизнес-Бюро и МакЦентр). Все модели торговой марки glofiish будут доступны в России только через дистрибуторские каналы компании E-TEN. Хотя, конечно, все существующие дистрибуторские каналы будут переведены под патронаж Acer. Но при этом соответствующие подразделения не будут объединены непосредственно. Дело в том, что каналы дистрибуции Acer «заточены» под IT-продукты – ноутбуки, сервера, дескотопы и т.п. и они не смогут сфокусироваться на дистрибьюции коммуникаторов – это абсолютно разные продукты, разные рынки и разные каналы. Поэтому в объединенной компании будут две структуры, отвечающие за продажи – одна для коммуникаторов, другая — для IT продуктов. Опять же повторюсь, у нас просто появится больше ресурсов для организации дистрибьюции.
«Сотовик»: А не возникало ли у вас желания задействовать для продвижения своей продукции возможности сотовых операторов?
E-TEN: Что касается России, то здесь совсем другая структура каналов дистрибьюции, чем принята в большинстве стран мира. В вашей стране операторы связи практически не занимаются продажами мобильных телефонов, поэтому здесь трудно говорить о каком-либо сотрудничестве. А, вот за пределами России – в Европе и Америке, после объединения с Acer мы постараемся усилить наше взаимодействие с сотовыми операторами.
«Сотовик»: Какие новые модели коммуникаторов должны появиться в продаже до конца этого года и когда можно ожидать появления ваших совместных с Acer продуктов?
E-TEN: Как и планировалось, до конца года мы выпустим 8 новых моделей. Никаких изменений в наших планах не будет. Уже слишком поздно что-либо менять и план остается прежним. Это касается как России, так и других стран. По моделям я не могу вам дать никаких комментариев. А совместные с Acer разработки у нас появятся только в 2009 году.
«Сотовик»: В каком направлении, по вашему мнению, будет идти развитие коммуникаторов в ближайшем будущем?
E-TEN: На наш взгляд, появится больше приложений, использующих данные, получаемые с помощью встроенных приемников спутниковой GPS-навигации. Уже сейчас навигационные сервисы популярны у самых разных категорий пользователей и дальше их востребованность будет только возрастать. Так же с развитием систем мобильного широкополосного доступа будет увеличиваться и популярность мобильного телевидения и услуги «видео по запросу». Конечно, комфортная работа невозможно без хорошо продуманного интерфейса. Уже сейчас наблюдается переход на многозадачное тактильное управление (то есть с помощью пальцев, а не только стилуса) коммуникаторами.
«Сотовик»: Заменят ли, по вашему мнению, встроенные в телефоны камеры обычные цифровые фотоаппараты?
E-TEN: Прогресс встроенных камер идет семимильными шагами. При чем у них увеличивается не только разрешение, но и улучшаются другие параметры, включая оптику и систему фокусировки. Правда, и обычные камеры не стоят на месте, но на мой взгляд со временем коммуникаторы вытеснят цифровые аппараты низкого ценового сегмента. Ведь не всем пользователям требуются продвинутые камеры, а иметь устройство, совмещающее в себе сразу несколько функций, в данном случае гораздо удобнее.
«Сотовик»: Кого вы видите в качестве своего основного конкурента?
E-TEN: На рынке коммуникаторов сейчас большая конкуренция, но, конечно же, наш основной конкурент — HTC. Только смысл нашей работы состоит не в том, чтобы ослабить позиции этой компании, а в том, чтобы расширить собственное предложение и за счет этого увеличить долю на рынке. Кроме того, сейчас многие пользователи отказываются от обычных мобильных телефонов в пользу смартфонов и коммуникаторов. Таких пользователей становится все больше и больше. Наша задача – показать, как коммуникатор можно использовать вместо обычного телефона, предложить такие «фичи», которые заставят пользователя приобрести наш продукт. И после слияния с Acer мы ускорим этот процесс и в разных странах постараемся захватить бОльшую долю за счет инновационных разработок на текущем рынке, который удваивается каждый год.«Сотовик»: Часто владельцы коммуникаторов жалуются на их «сырые» прошивки. Часто подобные нарекания звучат и в адрес продукции E-TEN. Будет ли после объединения усилена тестовая группа, занимающаяся программным обеспечением?
E-TEN: Коммуникатор – это тот же компьютер и нельзя ожидать от него такой же стабильной работы как от обычного мобильного телефона нельзя. В основном проблема – в совместимости софта. Безусловно, мы планируем усилить нашу тест-группу и группу разработки софта.
«Сотовик»: Предполагается ли выпуск аппаратов, работающих под управлением иных, чем Windows Mobile операционных систем?
E-TEN: Мы остановили свой выбор на ОС Windows Mobile. Сделано это для того, чтобы обеспечить максимальную совместимость с десктопами и ноутбуками и другими подобными устройствами. А так же, чтобы пользователи наших коммуникаторов без проблем могли воспользоваться большим количеством существующего программного обеспечения, имеющимся на рынке.
«Сотовик»: С кем из разработчиков программного обеспечения вы сотрудничаете в России?
E-TEN: Все наши устройства комплектуются пакетом GPS-навигации Навител Навигатор – одним из лучших в России, а так же приложением для распознавания визитных карточек, разработанным на основе технологий компании ABBYY. Кроме того, мы предустанавливаем на наши коммуникаторы очень удобной интерфейсной оболочкой SPB Mobile Shell питерской компании Spb Software House – одного из лидеров рынка ПО для коммуникаторов и смартфонов. Их Mobile Shell — одна из самых популярных программных оболочек для аппаратов, работающих под ОС Windows Mobile с массой возможностей. Таких как прогноз погоды, мировое время, быстрый доступ к контактам по фотографиям и прочее… Мы будем и дальше рассматривать и анализировать требования российского рынка и предлагать максимально локализованные продукты.
«Сотовик»: Существует ли у компании какая-либо система позиционирования разрабатываемой продукции?
E-TEN: Да, конечно. Во-первых, все наши модели можно разбить на две большие группы – hi-end коммуникаторы для бизнесменов, деловых людей и аппараты, предназначенные для обычных, рядовых пользователей. В свою очередь каждую из этих групп можно разделить на модели массового и нишевого рынка. Например, бесклавиатурные коммуникаторы – это массовый рынок, а клавиатурные – нишевой. Пока у нас есть немного моделей, ориентированных на нишевые сегменты, но к концу года появятся новые разработки и тогда этот принцип позиционирования станет очевиден невооруженным взглядом. Мы также постараемся ещё более дифференцировать нашу продуктовую линейку по цене, чтобы были устройства, относящиеся как к нижнему, так и к среднему и высшему ценовому сегменту.
«Сотовик»: Что Вам больше всего понравилось и не понравилось в Москве?
E-TEN: Самое ужасное – это автомобильные пробки. Только от Шереметьево до Химок мы ехали 1,5 часа. И еще 1,5 — въезжали в Москву. А понравилось то, что в Москве много ресторанов с самой разнообразной кухней. Такого обилия я больше не встречал нигде. Хотя у нас в стране тоже можно отведать блюда разных народов, но у вас ассортимент все же шире.
О компании E-TEN Information Systems
Компания E-TEN была основана в 1985 году и изначально занималась разработкой систем ввода информации для китайского языка для DOS систем. После значительного успеха на китайском рынке программного обеспечения компания E-TEN приступила к разработкам в области аппаратных решений. Основные усилия решено было направить на конструирование и производство карманных компьютеров (КПК) и персональных органайзеров. К середине 90-х годов имя E-TEN на китайском рынке уже стало отлично узнаваемым и прочно ассоциировалось с рынком КПК.
На российский рынок коммуникаторов-смартфонов-карманных компьютеров компания вышла в феврале 2003 года. До 2006 года рыночная доля компании была относительно не велика. В 2006 году компания представила на рынок несколько инновационных продуктов: коммуникаторы G500/G500+ и M600/M600+, отличительной чертой которых была поддержка большинства стандартов беспроводных коммуникаций, спутниковой навигации в сочетании с хорошей эргономикой и разумной ценой. Это привело к резкому росту популярности устройств E-TEN в России.
С ноября 2006 года компания развивает новую продуктовую линейку glofiish — коммуникаторы «всё в одном» на платформе Windows Mobile. Glofiish — это высокотехнологичные устройства с поддержкой всех современных протоколов беспроводных соединений и интегрированным модулем спутниковой GPS-навигации. Современный модельный ряд E-TEN впитывает многолетний опыт компании, в конструировании и производстве применяются наиболее передовые разработки и технологии. Коммуникаторы E-TEN стали удобными инструментами и помощниками сотен тысяч пользователей.
По данным аналитической группы Smartmarketing (http://www.smartmarketing.ru ) в 2006 году компания E-TEN стала вторым по рыночной доле в России производителем устройств на базе Windows Mobile. Компания удержала свои позиции в 2007 года, удвоила свою долю рынка с менее, чем 10%, до почти 18%%.
Модель glofiish X500 стала одним из самых продаваемых на рынке коммуникаторов сезона зима-весна 2007 года и удостоена награды «Лучший продукт 2006 года» в номинации Коммуникаторы по итогам конкурса журнала PC Magazine / RE. Модель glofiish X500+, выпущенная в мае 2007 года, стала первым в мире бесклавиатурным коммуникатором с экраном высокого разрешения и по сути определила развитие рынка летом-осенью 2007 года.
© СОТОВИК